С чего начинается привычка делать добро?

 Один из первых русских социологов Лев Ильич Мечников был уверен, что человеческое общество развивается по иным законам, чем животный мир с его естественным отбором. В процессе исторического развития, считал Мечников, борьба за существование постепенно вытесняется процессом кооперации. В этом-то и проявляется общественный прогресс: чувство солидарности, сопричастности, ощущение себя как части социума рождает привычку помогать друг другу и вместе двигаться вперед. Как ученый, Мечников отличался непоколебимой верой в природную доброту человечества. Возможно, он был не так уж далек от истины: ведь один из ключевых трендов современного мира — повсеместное развитие благотворительности.Корпорация «Российский учебник» с радостью следует этому одному из самых позитивных трендов современности.

Почему люди совершают добрые дела?

Благотворительным считается любой акт добровольного оказания помощи тем, кто в ней нуждается. Учитывая, что каждый день во всех частях света десятки тысяч людей добровольно совершают добрые дела, мы можем смело заявить, что Лев Мечников, при всей идеалистичности своей научной доктрины, был в чем-то прав.

Современные ученые, психологи и социологи, считают, что, во-первых, значительная часть человечества имеет склонность к альтруизму. Во-вторых, помогая другим, практически все люди чувствуют себя лучше, осознают собственную значимость, повышается их самооценка, снижается общая тревожность. Немаловажную роль играет и чувство коллективной ответственности за планету, на которой мы живем, и осознание себя как части социума. Помогая другим, мы помогаем и себе:

  • делаем окружающий нас мир более добрым и милосердным;
  • наблюдая результат своих добрых дел, осознаем, что мы способны влиять на ситуацию, изменить мир к лучшему;
  • делимся результатами собственного успеха с окружающими людьми;

осознаем свою сопричастность, связь с мировым сообществом, помогаем ему двигаться вперед.

Какая бывает благотворительность?

Чаще всего, говоря о благотворительной деятельности, мы вспоминаем имена крупных предпринимателей и магнатов, таких как Генри Форд и Билл Гейтс. Построив свои гигантские корпорации и достигнув огромного успеха, они считали своим долгом делиться плодами своего успеха со всем человечеством: помогать молодым ученым, пересылать крупные суммы в фонды борьбы с неизлечимыми заболеваниями, открывать бесплатные школы. Так, Билл и Мелинда Гейтс за все годы деятельности потратили на благотворительные цели свыше 28 миллиардов долларов, Уоррен Баффит – более 25 миллиардов. Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, хотя сравнительно недавно построил свой капитал, уже потратил полмиллиарда долларов на поддержку образовательных проектов в США.

Действительно, самые «громкие» акты благотворительности связаны с материальной поддержкой. Это может быть передача еды, воды, одежды, медикаментов нуждающимся людям, или перевод суммы денег на расчетный счет человека, борющегося с тяжелым заболеванием, или предоставление любых материальных благ на нужды других людей (беженцев, жителей стран, находящихся в тяжелой экономической ситуации, голодающих в Африке и Юго-Восточной Азии и т.д.).

Однако в современном мире большое значение приобретают и другие формы благотворительности. Например, бескорыстное и бесплатное выполнение работ и оказание услуг. К такой форме благотворительности можно отнести и обыкновенный субботник, и бесплатную консультацию врача, и деятельность волонтеров, которые устраивают праздники в детских домах. Эти добрые дела обычно не поражают масштабом, но оказывают огромную поддержку отдельным людям и повышают общий уровень доверия и благожелательности в обществе.

Еще одна форма благотворительности — безвозмездная передача собственных знаний и умений последователям. Это могут быть бесплатные лекции и мастер-классы, поддержка научно-исследовательскими институтами молодых ученых и перспективных проектов, образовательные инициативы.   Для того чтобы заниматься благотворительностью, необязательно быть крупным предпринимателем или обладать серьезным временным и личностным ресурсом. Каждый из нас может выбрать для себя удобную форму благотворительной деятельности: установить шефство над многодетной семьей, регулярно пересылать небольшие суммы в благотворительный фонд, стать донором крови или пожертвовать хорошие книги в районную библиотеку. Все это акты благотворительности, не менее важные, чем деятельность Потанина и Цукерберга.

Благотворительность в России

Изучением явления благотворительности в настоящий момент занимаются многие международные исследовательские центры. Если верить результатам их исследований, в России благотворительное движение имеет свои особенности. Так, по данным РБК, в 2013 году по стремлению капитала к благотворительности Россия занимала 127-е место из 145 в мире. Якобы фонд Билла и Мелинды Гейтс «за год отдает на благотворительность вдвое больше, чем 15 крупнейших российских олигархов вместе взятые за три года».  Однако в вопросах благотворительности объем капитала, направленного на благое дело, не является основным критерием. Благотворительность — это точно такая же работа, как и ведение бизнеса: здесь нужен четко проработанный план, профессиональный менеджмент, качественная обратная связь. Важно не то, сколько денег было направлено на те или иные нужды, а то, насколько эффективно были использованы эти средства.

С чего начинается доброе дело?

 О практике благотворительной деятельности корпорации «Российский учебник»* рассказывает руководитель по внешним связям Екатерина ЛАТЫПОВА:

 Издательства, которые сейчас объединились в корпорацию «Российский учебник», всегда оказывали поддержку различным организациям: школам, медицинским учреждениям, библиотекам. В свое время издательство «Дрофа» опекало вольер с дрофами в Московском зоопарке. Однако это едва ли не единственный благотворительный акт, о котором стало известно в широком кругу: в основном мы работали по прямым заявкам и обращениям. Нам пишут, просят о помощи, мы откликаемся. — Почему же о благотворительной деятельности издательств известно не так много? — У нас нет задачи рассказывать о том, что и для кого мы сделали. Для нас это вполне естественно: укомплектовать школьные библиотеки или провести бесплатные занятия для детей. Это часть нашей социальной ответственности.

— Скажите, какая форма поддержки сейчас представляется вам наиболее актуальной?

— Мне и моим коллегам нравится идея о том, что лучший способ помочь — давать не рыбу, а удочку. То есть мы можем вливать все больше и больше материальных средств в «проблемные» сферы, но если при этом не воспитывать молодое поколение, не прививать детям привычку совершать маленькие добрые дела (необязательно связанные с деньгами или материальными благами), то наша деятельность будет не вполне эффективна. Сейчас, когда мы стали крупной и сильной корпорацией, можем взяться за действительно большое дело: посодействовать формированию правильного мировоззрения.

— Если бы вам сейчас представилась возможность поговорить с младшими школьниками о благотворительности, что бы вы сказали им в первую очередь?

— В первую очередь, я бы сказала, что в современном мире невозможно развиваться, если ты не замечаешь других и не помогаешь им. Что помощь бывает очень разной, это необязательно деньги. Простое доброе слово, внимание, несложная регулярная работа на благо других людей

— это естественная и нормальная практика для современного человека. И еще

— заниматься благотворительной деятельностью можно не только в рамках большой организации. Удобно, конечно, сотрудничать с фондами или покупать варежки в Макдоналдс, но можно и самому творить добро, главное

— видеть, кто нуждается в твоей помощи, и осознавать свои силы. 

Благотворительность — это та сфера, где один в поле очень даже воин.

«Я часто читаю в новостях о благотворительных инициативах школьников и педагогов. Как приятно, что школьники под руководством классных руководителей помогают больным детям, пожилым одиноким людям, покупают канцтовары, игрушки в детские дома.»

 

  Вы тоже можете помочь! Сотрудничать с крупным благотворительным фондом могут не только крупные компании. В качестве благотворителя может выступить семья, учитель, школьный класс, инициативная группа родителей с детьми. Начинающим благотворителям хотим дать два совета. Во-первых, выбирайте проверенные крупные фонды, а во-вторых, не стесняйтесь! Набирайте номера телефонов, указанные на официальных сайтах, задавайте вопросы, уточняйте, как и на что будут потрачены ваши пожертвования, попросите отчета — многие фонды с удовольствием предоставляют такие данные, независимо от того, какую сумму вы потратили. Кроме того, не забывайте, что доброе дело — это не всегда о деньгах. Участие в благотворительных мероприятиях и марафонах в качестве волонтеров – отличная возможность для школьников и их классных руководителей почувствовать, что они в силах помочь другим и сделать мир немного добрее. 

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/blagotvoritelnost-v-rossii/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *